Илья
15 мая 2021 14:46
ОТЧЕТ: Пеший поход по Крыму на майские праздники 1-8 мая 2021: Бахчисарай - Ласпи
Поход был экспериментальным, я разработал его по новой системе, где пешая часть поделена на 12-километровые отрезки, каждый из которых предназначен для одного ходового дня. Как показал поход, такая система себя оправдала - путешественники не сильно уставали за дневной переход, и было время для радиальных выходов и общения. Однако некоторые правки в данный маршрут на будущее все-таки стоит внести, как с точки зрения самого пути и стоянок на маршруте, так и взаимодействия команды в походе.
Всегда очень важно подготовиться к походу заранее, приобрести снаряжение, отвечающее потребностям похода, его сложности и ночной температуре, например, спальники, рюкзаки и обувь. Также всегда рекомендую всем участникам брать треккинговые палки.

Для себя отметил, что мне нужно уделять больше внимания описанию локальных достопримечательностей, рассказывать о них больше фактов, больше изучать детали. Данный маршрут был богат не только живописными природными пейзажами, но и историческими и культурными памятники. Будет полезным держать описание мест под рукой. Также я брал с собой колоду мафии, но руки у нас до неё не дошли - оказывается, в нашей компании собрались очень интересные люди, и мы проговорили все дни, так и не приступив к играм . У каждого из нас было, что рассказать остальным, и это очень здорово.

1 день похода по Крыму: Бахчисарай - Бешик-Тау

Мы прошли подготовленным маршрутом без особых проблем. Температура 1 мая была около 26 градусов, что значительно превышало средние показатели предыдущих лет. Шли в шортах, солнцезащитный крем оказался обязательным атрибутом. Также на стоянках мы были атакованы клещами, а значит, в мае точно необходим спрей от этих насекомых. Одного такого зайца я сам доставал пинцетом, клещ впился в лодыжку. Наличие клещей на себе и вещах необходимо проверять как можно чаще и не игнорировать простые правила безопасности.
Пещерный монастырь - Успенский мужской монастырь
Поднимаясь вверх к пещерному городу, мы увидели несколько стоянок туристов, но наш путь шёл немного дальше, к горе Бешик-Тау. Прошли некрополь и вышли ко входу в пещерный город.
Мы прошли на Чуфут-Кале, воду с собой из монастыря взяли 5 литров, понадеялись на источники - их несколько недалеко от Бешик-Тау. О том, что источник на самой туристической стоянке давно пропал, мы знали. В итоге стоянка Бешик-Тау сейчас платная, цена - 250 рублей за стоянку с группы и 250 за костер, такой прайс озвучил местный лесник. У него же можно налить воды из трубы-башни недалеко от стоянки. Нам повезло, и лесник предложил более удаленную площадку для палаток, она оказалось такой же оборудованной и нам очень понравилась.

Ночь была теплой, а вот утро - пасмурным, но нам это нисколько не помешало.

2 день похода по Крыму: Бешик-Тау - Алимова Балка

После того как проснулись и позавтракали, мы вышли на маршрут, очень хотелось попасть в Дырявый грот на скале Узын-Коба-Каясы. Сюда мы дошли довольно быстро, спрятали в пролеске наши рюкзаки и поднялись налегке. Туристических групп на майские праздники, несмотря на различные запреты, было очень много. С нами вместе в одном направлении шли еще несколько компаний, которые в дальнейшем мы встречали на различных стоянках.
После посещения грота мы выдвинулись к Качи-Кальону и вышли на плато Пычки-Кая-Баш, но, в отличие от остальных групп, мы решили выйти к обрыву плато на смотровую площадку с видом на Кыз-Куле-Бурун (городище Кыз-Кермен) и уже оттуда двигаться по краю к храму Анастасии Узорешительницы. Логика подсказывала о возможности пройти, и наши ожидания оправдались - тропа и правда была, но зачастую становилась сложно проходимой. Порой она шла через заросший лес, а где-то пролегала совсем близко к обрыву, что становилось не по себе.

Пока мы лазали и продирались по малохоженной тропе, мимо нас на большой высоте пролетали белоголовые сипы, наверное, ждали, когда отстающие станут их обедом. Они летели как тяжелые бомбардировщики, это зрелище было восхитительным, я успел сделать пару фото.
У Бисерного храма мы перекусили, купили в церковной лавке квасу и пирожков (квас достаточно вкусный, а вот пирожки попались не особо свежие), и дальше спустились к Качи-Кальону, вход к которому пролегал через кассу. Нам предложили посещение этих мест за 100 рублей с человека, детям - бесплатно. Мы отказались. К сожалению, стало тенденцией, как и во времена украинского Крыма, платить за природные достопримечательности. Зачастую на кассе берут деньги себе в карман, просто не выдавая чек. Все виды Качи-Кальона мы посмотрели со стороны и нисколько не потеряли, спустились к дороге и пошли в сторону Алимовой балки. Из-за перехода и сильной жары, ребята порядком устали. На роднике Алим-Коба-Чокрак мы напились и наполнили наши пустые бутыли, одна - 5 литров, другая - 10. Во время перехода они оставались пустыми, а к вечеру мы их набирали, чтобы воды хватило на ужин и на завтрак.
Стоянку искали уже на горе Кызыл-Бурун, тут же встретили чудесный закат с видом на Качинскую долину, и тут же было много клещей. Пришлось экстренно обрызгивать одежду, как я и писал выше, один успел ко мне присосаться. Клещ маленький, вытаскивать сложно, нужно делать это аккуратно. Ночь была теплой, я даже немного опечалился, ведь советовал всем брать спальники на ноль градусов комфорта, а погода стояла очень жаркая. Оказалось, не надолго.

3 день похода по Крыму: Алимова Балка - Сюйреньская крепость

И вот, новое утро и новые приключения. После Алимовой балки мы идем к Сюреньской крепости, нас преследует сильная жара, проходим по лесу к оврагу Каре-Дере (Медведь) и спускаемся по нему от горы Каслибаш. Спуск по Медведю был сложный, несколько раз щебень уходил из-под ног, и мы падали. К счастью, без последствий. Спуск не экстримальный, но нужно быть готовым, что нога может поехать, и готовиться мягко упасть. Удивительно, но источник в овраге живой, однако тут встала другая группа, и мы не стали дожидаться, пока наступит наша очередь и пошли сразу к магазину в Малое Садовое. Нужно отметить, что магазин этот не дорогой, и закупаться продуктами было одно удовольствие. Мы, наверное, потратили целый час, просто сидя на травке в тени у магазина и поедая мороженое.
Дальше было много радостных открытий и великолепных видов. Во-первых, монастырь Феодора Стратилата (Челтер-Коба), где была купель, очень холодная, и мы со всей осторожностью и уважением к этим местам в нее окунулись. Сам монастырь тоже интересный, посмотрели, погладили собачек и кошек и ушли в сторону Сюйреньской крепости.
Должен сказать, раньше я не придавал этому месту большого значения, но тут у меня открылись глаза - оно великолепно. Не столько сама крепость, сколько вид со скалы Куле-Бурун. Тропинка от крепости на край мыса ведет через сказочные места, здесь хочется медитировать, а виды, открывающиеся на закат, волшебны.
Воду мы набирали у монастыря и несли наверх на стоянку. Источник по дороге к крепости не вызывал доверия и желания им пользоваться. Последняя ночь была ещё немного теплой, а на следующий же день погода изменилась, и задули ветра.

4 день похода по Крыму: Сюйреньская крепость - Мангуп (стоянка у Дяди Вани)

Новый переход пролёг от крепости до стоянки у Дяди Вани. За установку палатки в этом милом местечке - 200 рублей за человека, получили море удовольствия и хорошо отдохнули. Все ребята оценили. Сам переход до Дяди Вани занял не много времени, и большая часть дня у нас еще была свободной. На выходе к дороге был отличный магазинчик и тоже не дорогой, а вот чем ближе к Мангупу, тем дороже, и людей слишком много. Мы приняли верное решение, остановившись у Дяди Вани, да и вино, которое у него брали, нас отлично согрело холодным вечером. А днем еще успели сбегать на Мангуп и, вернувшись вечером на стоянку, помыться. Вода была холодной, но зато так было приятно избавиться от накопившейся пыли и усталости.
У Дяди Вани три прекрасных пса, они очень любят туристов, а также есть ослица. Сам дядя Ваня немного глуховат, но зато любит рассказывать много разных историй из своей жизни и очень гостеприимен. А вечером он открылся нам как музыкант, сыграв на флейте. Еще у него была гитара, и тут уже Аня показала свои таланты.
Мы согревались вином и прекрасно проводили время. Но самое главное, что утром все проснулись огурчиками. Было очень здорово разбавить поход таким вот отдыхом.

5 день похода по Крыму: Мангуп (стоянка у Дяди Вани) - Чернореченский каньон

Все вместе мы счастливые ушли в сторону Чернореченского каньона. По пути Пётр поранил ухо о шипы свисавшей ветви, и мы, наконец, смогли использовать часть аптечки - полили на ранку перекись водорода и обработали вокруг неё йодом, а впоследствии замазали еще и спасателем. Нужно отметить, что мазь пригодилась - солнце пекло, защитный крем я не взял, и зря, пришлось мазаться уже спасателем, так что в такие походы обязательно нужно брать солнцезащитные средства. От небольшого озера (пруда) на реке Ай-Тодорка поднялись и отправились в Родное. Пока шли, встретили барсука и зайца, а в самом Родном за оградой даже косулю. Никогда раньше не видел барсуков, он спрятался от нас в завале веток и никак не хотел выходить на фотосессию. К сожалению, снять его в хорошем качестве не получилось.
В Родном магазин оказался более дорогим, тут мы закупались на дальнейшие трое суток. Посмотрели на водопад Мердвен-Тобе, но спуск к нему оказался достаточно сложным, и мы не стали рисковать - посмотрев со стороны, пошли дальше в сторону Чернореченского каньона. Так как сам каньон является санитарной зоной, мы должны были его пересечь и выйти к стоянке Алсу, но встали на выходе из Байдарского заповедника, недалеко от реки Черная. А ночью к нам пришли лиса. Она почти нас не боялась, и пришлось убирать и прятать все вещи, вешать на деревья рюкзаки и провизию. В конце концов, мы все-таки ее отпугнули. Лиса была очень тощая, хотелось ее покормить, честно говоря.

6 день похода по Крыму: Чернореченский каньон - пляж Инжир(Балаклава)

Утром мы вышли к трассе недалеко от Байк-шоу ночных волков у Гасфортовского озера, пересекли трассу, и начался долгий подъем на перевал. В этот день нужно было выйти на дикий пляж Инжир. Мы рано встали, поэтому на месте были уже в 14 часов. Наконец, мы увидели море. Дорога при подъеме на перевал по оврагу Микро-Мале достаточно путаная, видимо, обходит воинскую часть. Наверное, стоило идти по дороге. Вниз спустились почти к роднику Аязьма-Чокрак через Студенческую стоянку, наполнили 5 литров воды и спустились на ночевку на Инжир. Я беспокоился, что тут туристов будут гонять лесники, но все было спокойно. Так как спустились достаточно рано, то успели не только поставить палатки, но и скататься до Балаклавы, проветриться, купить вкусняшек и немного вина, отпраздновать наше путешествие и выход к морю. Наконец, была теплая ночь, а вот следующий день стал самым сложным.
Самое необычное для нас этой ночью стало событие проходящих спутников Илона Маска, которые вереницей шли через ночное небо Крыма. Мы долго гадали что же это могло быть, и в целом версия о спутниках Маска у нас звучала, было очень интересно наблюдать за летящими на далекой орбите яркими точками спутниками.

7 день похода по Крыму: Пляж Инжир(Балаклава) - Ласпинская бухта

Переход на Ласпи с постоянным подъемом, все очень сильно устали. Я для себя решил, что следующий поход по этому маршруту ограничится Инжиром. Физически и морально ребятам было уже сложно преодолевать длительный переход. Но смягчили грусть-печаль красивейшие виды и стоянка в Ласпинской бухте. Тут работают несколько магазинов, где мы подкупили провизии. Стоянка, как и на Инжире, была на газу, костры тут запрещены. Думал, лесники и тут будут нас гонять, но никто не пришел. Как и на Инжире, мы накупались вдоволь в ледяной воде и спали сладким сном, ночи тут очень теплые. С утра мы искупались, пили много кофе, разговаривали, мысленно прощались.
Так и прошли наши 7 суток похода. Столько красоты я давно не видел, для себя открыл много новых и интересных мест. Безусловно, данный маршрут мы еще повторим, только ограничим его 6 сутками, без перехода с Инжира в Ласпи.
Ребята молодцы, все выдержали, надеюсь, еще увидимся и сходим в новый поход по Крыму этим летом!